суббота, 16 февраля 2013 г.

Контагиозные вирусные геморрагические лихорадки (КВГЛ)

Свойства возбудителя КВГЛ
Геморрагические лихорадки могут вызывать арбовирусы пяти семейств: Arena-, Bunya-, Filo-, Flavi- и Togaviridae, общим свойством которых является высокий тропизм к эндотелию сосудов. 

Природные очаги
Природные очаги КВГЛ располагаются при желтой лихорадке в джунглях Южной Америки и западного побережья Африки, где носителями инфекции являются обезьяны и дру­гие лесные животные, а переносчиками — комары тропиче­ских видов.
Источником заражения лихорадкой Ласса в странах За­падной и Центральной Африки южнее Сахары является многососковая крыса, обитающая, как правило, вблизи жилья человека. Заражение происходит контактным и воздушно-капельным путями, с пищей и водой.
Заражение лихорадками Марбурга и Эбола в Централь­ной Африке от Судана и Уганды до ЮАР связано с местами обитания зеленых мартышек и обезьян бабуинов. Механизм передачи инфекции от животных людям не ясен.

Особенности эпидемиологии КВГЛ. 
При желтой лихорадке возможен завоз зараженных комаров в города, в том числе и отдаленные от природных очагов (в самолетах), где возникают вторичные очаги. Источником инфекции в них служит больной человек, пути передачи — через комаров (тропических видов) или контактно при попадании крови больного на ссадины кожи или слизистые оболочки. Больной человек является опасным источником инфекции, особенно при кровотечениях. Возбудитель содержится в крови и моче, а также в отделяемом носоглотки на всем протяжении болезни. Заболевания лиц, ухаживающих или контактировавших с больными, отмечались неоднократно.
Заболевшие лихорадками Марбурга и Эбола представляют большую опасность для окружающих. Кровь, слюна, носоглоточное отделяемое больных заразны в первые дни, моча - на протяжении всей болезни. Заражение происходит контактным путем, при попадании инфицированного материала на поврежденную кожу, слизистые, при пользовании общими предметами обихода, совместном питании.

Патогенез КВГЛ.
Желтая лихорадка. Возбудитель проникает в организм человека при укусе инфицированного комара или при попадании крови больного на поврежденную кожу, через слизистые оболочки дыхательных путей. Дальнейшее распространение вируса происходит лимфогенным путем и через кровь. Он фиксируется в печени, селезенке, почках, костном мозге и лимфатических узлах, вызывая дегенеративные изменения и очаги некроза в тканях печени, почек, надпочеч­ников, миокарде, множественные кровоизлияния в слизистую оболочку желудка, кишечника.
Лихорадка Ласса. Вирус проникает через дыхательные пути, пищеварительный тракт или поврежденную кожу. Он размножается в эпителии бронхов, тонкого кишечника и распространяется в ткани паренхиматозных органов с обра­зованием очагов воспаления в легких, печени, почках.
Лихорадки Марбурга и Эбола. Вирус проникает через слизистую рта, глаз, поврежденную кожу и размножается в ткани паренхиматозных органов — печени, селезенке, лег­ких, костном мозге, надпочечниках, яичках. Природа смер­тельного геморрагического диатеза при этих заболеваниях недостаточно ясна. Постоянно обнаруживается тромбоцитопения.

Наводящие симптомы КВГЛ.
Острое начало болезни (при лихорадке Ласса-подострое), выраженная интоксикация, развитие инфекционно-токсического шока.
Боль в животе, рвота, тошнота, жидкий стул со 2-3-го дня болезни (и  позже), олигурия
Яркая гиперемия слизистой полости рта (при некоторых КВГЛ — эрозивный фарингит и стоматит).
Геморрагический синдром (сыпь и кровоизлияния на коже и слизистых, желудочно-кишечные и другие кровотечения).
Эпидемиологический анамнез (пребывание в Африке, Южной Америке, контакт с людьми, прибывшими из этих районов, работа с обезьянами.
Положительные результаты вирусологических и серологических исследований в специализированной лаборатории.

Заболевания, с которыми приходится проводить дифференцированную     диагностику КВГЛ.
КВГЛ следует дифференцировать с лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, малярией

Принципы лечения больных КВГЛ.
При КВГЛ рекомендуются внутривенно Рибавир (Рибавирин):-60 мг/кг в сутки - 4 дня;
Реаферон (интерферон) 3 млн. ЕД 2 раза в сутки в/м до улучшения состояния; кровь, плазма переболевших; донорский нормальный иммуноглобулин.
Патогенетическое лечение: дезинтоксикация — полиионные и коллоидные растворы в суммарной дозе до 80 мл на 1 кг массы тела; кортикостероидные гормоны с целью противошоковой и заместительной терапии; борьба с ДВС-синдромом, острой почечной недостаточностью  гипертермией; поддержание  сердечно-сосудистой,  дыхательной  систем при потерях крови - гемотрансфузии, гемостатики, анальгетики.

Мероприятия врача первого контакта при выявлении больного с подозрением на КВГЛ.
Аналогичны таковым при чуме.

Клинические примеры

Больной X. 32 лет заболел, возвращаясь из командировки в  Уганду (Центральная Африка), где он находился в тече­ние 2 недель; по роду работы выходил в джунгли. При по­садке в самолет почувствовал себя плохо: появился озноб, головная боль, боли в мышцах спины, нижних конечностей, поясницы.  Во  время  перелета  самочувствие  продолжало ухудшаться: появилась тошнота, несколько раз была рвота, беспокоила жажда, светобоязнь, моча приобрела краснова­тый оттенок. Сразу же по прилете доставлен в медицинский пункт аэропорта. При осмотре: состояние тяжелое, температура 40°С, больной беспокоен, стонет, пытается встать, об­ращенную к нему речь понимает плохо, на вопросы не от­вечает, но команды выполняет. Лицо и шея ярко гиперемированы, глаза «налиты кровью», блестят. В момент осмот­ра - носовое кровотечение. В легких дыхание везикулярное, гриппов нет. Дыхание 20 в мин. Тоны сердца глухие, ритмичные. Пульс 126 уд/мин, АД 100/60 мм рт. ст. Слизистая оболочка полости рта и языка ярко гиперемирована, отечна. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под реберной дуги на 0,5 см, селезенку пальпировать не удалось. Сомнительные ригидность мышц затылка и симптом Кернига.


На основании острейшего начала болезни, быстро прогрессирующей тяжелейшей интоксикации — головной боли, миалгий, тошноты, рвоты, возбуждения и неадекватности больного, яркой гиперемии лица, слизистой оболочки глаз и полости рта, геморрагического синдрома, тахикардии, глу­хости сердечных тонов, гепатомегалии можно заподозрить геморрагическую лихорадку Эбола (или Марбурга), для ко­торой Центральная Африка является эндемичной зоной. Не­обходимо проводить дифференциальную диагностику с тропической малярией, лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий